Информация о регионе

Информация о регионе

Кызылординская область (каз. Қызылорда облысы) — область в составе Казахстана. Образована 15 января 1938 года. Расположена в центральной части республики. Административный центр — город Кызылорда.

Область образована в 1938 году из части современной Туркестанской области. 17 июня 1997 года Указом президента Казахстана транскрипция названия области на русском языке изменена с Кзыл-Ординская на Кызылординская.

Кызылординская область награждена орденом Ленина (21 августа 1967)

flag-icon

Площадь

251 971 кв. км.

location-icon

Соседние области и страны:

На северо-западе граничит с Шалкарским районом Актюбинской областью,
на севере с Иргизским районом Актюбинской областью,
на востоке с Отырарским, Сузакским районами Туркестанской области,
на западе с Республикой Каракалпакстан Узбекистана,
на северо-востоке с Улытауским районом Карагандинской области,
на юге с Навоийской области Узбекистана.

flag-icon

Климатические условия

Климат резко континентальный и крайне засушливый с продолжительным жарким и сухим летом и со сравнительно тёплой, короткой и малоснежной зимой. Средняя температура июля на северо-западе 25,9 °C, на юго-востоке 28,2 °C, января соответственно — 9,8 °C и — 3,5 °C. Количество осадков на северо-западе у побережья Аральского моря около 100 мм (наименьшее в Казахстане), на юго-востоке в предгорьях Каратау до 175 мм.

flag-icon

Географические данные

Область расположена к востоку от Аральского моря в нижнем течении реки Сырдарья, в основном в пределах Туранской низменности (высота 50-200 м). По левобережью Сырдарьи — обширные пространства бугристо-грядовых песков Кызылкумов, прорезаемых сухими руслами Жанадарьи и Куандарьи; по правобережью встречаются возвышенности (Егизкара, 288 м), участки песков (Арыскум и др.), неглубокие котловины, занятые солончаками. На севере — массивы бугристых песков (Малые Барсуки и Приаральские Каракумы). На крайнем юго-востоке в пределы Кызылординской области заходят северо-западные отроги хребта Каратау (высота до 1419 м).

В пределы Кызылординской области входит северо-восточная половина Аральского моря. Единственная крупная река — Сырдарья, протекающая через центральную часть области с юго-востока на северо-запад на протяжении около 1 тыс. км, с сильно извилистым руслом, множеством протоков и рукавов и обширной заболоченной дельтой. Для защиты от паводков вдоль берегов реки построены дамбы; в 1956 на реке Сырдарья сооружена Кзыл-Ординская плотина; в 1958 по руслу Жанадарьи пропущены воды реки для орошения полей и обводнения пастбищ.

Много солёных озёр (Жаксыкылыш, Камыслыбас, Арыс и др.), к лету часто высыхающих; в озёрах Купек и Терескен — лечебные грязи. На севере-востоке в пределы Кызылординской области заходят низовья реки Сарысу.

Значительная часть территории занята песками, почти лишенными растительности; на закрепленных песках полынно-типчаковая, солянковая растительность, а весной и эфемеровая на бурых и серозёмных супесчаных и солонцеватых почвах; в понижениях среди песков произрастают астрагалы, джузгуны, виды пырея. Бугристые пески закреплены белым саксаулом, тамариском, терескеном, биюргуном, полынями. В пойме Сырдарьи — аллювиально-луговые, часто засолённые почвы, покрытые луговой растительностью с редкими тугайными лесами и кустарниками (ивы, туранга и лох), в дельте и вдоль берегов — обширные заросли тростника. В пустыне много хищных (лисица-корсак, волк и др.) и копытных (сайгак) животных, а также грызунов, птиц (рябки и др.), в дельте Сырдарьи акклиматизирована ондатра.

О регионе

На территории области расположены 7 районов, 1 город областного подчинения Кызылорда, а также 1 город республиканского подчинения Байконур:

  1. Аральский район, центр — город Аральск;
  2. Жалагашский район, центр — село Жалагаш (Джалагаш);
  3. Жанакорганский район, центр — село Жанакорган (Яныкурган);
  4. Казалинский район, центр — посёлок городского типа Айтеке-Би (Новоказалинск);
  5. Кармакшинский район, центр — село Жосалы (Джусалы);
  6. Сырдарьинский район, центр — село Теренозек;
  7. Шиелийский район, центр — село Шиели (Чиили);
  8. город Кызылорда;
  9. город Байконур.

icon

Население 820,5

(на 1 июня 2021 года, тыс. человек)

icon

ВРП 89,0

(предварительные данные, январь-декабрь 2020 года, %)

icon

Инфляция 4,4

(июнь 2021 года к декабрю 2020 года, %)

icon

Среднемесячная заработная плата 194 678

(І квартал 2021 года, тенге)

icon

Уровень безработицы 4,9

(І квартал 2021 года, %)

*Без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Установите приложение:
1) Откройте сайт в Safari
2) Нажмите сохранить
3) Добавить на экран домой

Information about the region

Information about the region

Kyzylorda region (kaz. Kyzylorda Oblysy) is a region within Kazakhstan. It was formed on January 15, 1938. It is located in the central part of the republic. The administrative center is the city of Kyzylorda.

The region was formed in 1938 from a part of the modern Turkestan region. On June 17, 1997, by the Decree of the President of Kazakhstan, the transcription of the name of the region in Russian was changed from Kyzylorda to Kyzylorda.

Kyzylorda region was awarded the Order of Lenin (August 21, 1967)

flag-icon

Square

251 971 sq. km.

location-icon

Neighboring regions and countries:

In the north-west it borders with the Sharkansky district of the Aktobe region,
in the north with the Kirghiz district of Aktobe region,
in the east with the Otyrar, Suzak districts of Turkestan region,
in the west with the Republic of Karakalpakstan of Uzbekistan,
in the north-east with the Ulytau district of the Karaganda region,
in the south from the Navoi region of Uzbekistan.

flag-icon

Climatic conditions

The climate is sharply continental and extremely arid with long hot and dry summers and relatively warm, short and snow-free winters. The average temperature in July in the north-west is 25.9 °C, in the south-east 28.2 °C, in January — 9.8 °C and — 3.5 °C, respectively. The amount of precipitation in the northwest near the coast of the Aral Sea is about 100 mm (the lowest in Kazakhstan), in the southeast in the foothills of Karatau up to 175 mm.

flag-icon

Geographical data

The region is located to the east of the Aral Sea in the lower reaches of the Syrdarya River, mainly within the Turan lowland (altitude 50-200 m). On the left bank of the Syr Darya there are vast expanses of hilly-ridge sands of the Kyzylkums, cut through by dry channels of the Zhanadarya and Kuandarya; on the right bank there are hills (Egizkara, 288 m), areas of sand (Aryskum, etc.), shallow basins occupied by salt marshes. In the north there are arrays of bumpy sands (Small Badgers and Aral Karakum). In the extreme south-east, the north-western spurs of the Karatau ridge (height up to 1419 m) enter the boundaries of the Kyzylorda region.

The north-eastern half of the Aral Sea is part of the Kyzylorda region. The only major river is the Syr Darya, which flows through the central part of the region from the south-east to the north-west for about 1 thousand km, with a very winding channel, many channels and branches and an extensive swampy delta. Dams were built along the banks of the river to protect against floods; in 1956, the Kzyl-Orda Dam was built on the Syrdarya River; in 1958, the river waters were passed along the Zhanadarya riverbed to irrigate fields and water pastures.

There are many salt lakes (Zhaksykylysh, Kamyslybas, Arys, etc.), which often dry out by summer; in the Kupek and Teresken lakes there are therapeutic mud. In the north-east, the lower reaches of the Sarysu River enter the borders of the Kyzylorda region.

A significant part of the territory is occupied by sands, almost devoid of vegetation; sagebrush-type, solyanka vegetation grows on fixed sands, and in spring ephemeral vegetation on brown and gray sandy loam and saline soils; in depressions among the sands grow astragalus, juzguns, types of wheatgrass. The bumpy sands are anchored by white saxaul, tamarisk, teresken, biyurgun, wormwood. In the floodplain of the Syr Darya — alluvial meadow, often saline soils, covered with meadow vegetation with rare tugai forests and shrubs (willows, turanga and loch), in the delta and along the banks — extensive thickets of reeds. There are many predatory (korsak fox, wolf, etc.) and ungulate (saiga) animals in the desert, as well as rodents, birds (grouse, etc.), muskrat is acclimatized in the Syr Darya delta.

About the region

On the territory of the region there are 7 districts, 1 city of regional subordination Kyzylorda, as well as 1 city of republican subordination Baikonur:

  1. Aralsky district, center — the city of Aralsk;
  2. Zhalagash district, center-the village of Zhalagash (Jalagash);
  3. Zhanakorgan district, center-the village of Zhanakorgan (Yanykurgan);
  4. Kazalinsky district, center-urban-type settlement of Aiteke-Bi (Novokazalinsk);
  5. Karmakshi district, center-the village of Zhosaly (Dzhusaly);
  6. Syrdarya district, center-the village of Terenozek;
  7. Shieli district, center-the village of Shieli (Chiili);
  8. Kyzylorda city;
  9. the city of Baikonur.

icon

Population 820,5

(as of June 1, 2021, thousand people)

icon

GRP 89,0

(preliminary data, January-December 2020,%)

icon

Inflation 4,4

(June 2021 to December 2020,%)

icon

Average monthly salary 194 678

(I quarter of 2021, tenge)

icon

Unemployment rate 4,9

(I quarter of 2021,%)

*Excluding small businesses engaged in entrepreneurial activities.

Install the application:
1) Open the website in Safari
2) Click save
3) Add to home screen