- О регионе

О регионе

Кызылординская область — область в составе Казахстана. Образована 15 января 1938 года. Расположена в южной части республики. 

Область расположена к востоку от Аральского моря в нижнем течении реки Сырдарья, в основном в пределах Туранской низменности (высота 50-200 м). По левобережью Сырдарьи — обширные пространства бугристо-грядовых песков Кызылкумов, прорезаемых сухими руслами Жанадарьи и Куандарьи; по правобережью встречаются возвышенности (Егизкара, 288 м), участки песков (Арыскум и др.), неглубокие котловины, занятые солончаками. На севере — массивы бугристых песков (Малые Барсуки и Приаральские Каракумы). На крайнем юго-востоке в пределы Кызылординской области заходят северо-западные отроги хребта Каратау (высота до 1419 м).

В пределы Кызылординской области входит северо-восточная половина Аральского моря. Единственная крупная река — Сырдарья, протекающая через центральную часть области с юго-востока на северо-запад на протяжении около 1 тыс. км, с сильно извилистым руслом, множеством протоков и рукавов и обширной заболоченной дельтой. Для защиты от паводков вдоль берегов реки построены дамбы; в 1956 на реке Сырдарья сооружена Кзыл-Ординская плотина; в 1958 по руслу Жанадарьи пропущены воды реки для орошения полей и обводнения пастбищ.

Много солёных озёр (Жаксыкылыш, Камыслыбас, Арыс и др.), к лету часто высыхающих; в озёрах Купек и Терескен — лечебные грязи. На севере-востоке в пределы Кызылординской области заходят низовья реки Сарысу.

Значительная часть территории занята песками, почти лишенными растительности; на закрепленных песках полынно-типчаковая, солянковая растительность, а весной и эфемеровая на бурых и серозёмных супесчаных и солонцеватых почвах; в понижениях среди песков произрастают астрагалы, джузгуны, виды пырея. Бугристые пески закреплены белым саксаулом, тамариском, терескеном, биюргуном, полынями. В пойме Сырдарьи — аллювиально-луговые, часто засолённые почвы, покрытые луговой растительностью с редкими тугайными лесами и кустарниками (ивы, туранга и лох), в дельте и вдоль берегов — обширные заросли тростника. В пустыне много хищных (лисица-корсак, волк и др.) и копытных (сайгак) животных, а также грызунов, птиц (рябки и др.), в дельте Сырдарьи акклиматизирована ондатра.

На территории области расположены 7 районов, 1 город областного подчинения Кызылорда, а также 1 город республиканского подчинения Байконур:

  • Аральский район, центр — город Аральск;
  • Жалагашский район, центр — село Жалагаш (Джалагаш);
  • Жанакорганский район, центр — село Жанакорган (Яныкурган);
  • Казалинский район, центр — посёлок городского типа Айтеке-Би (Новоказалинск);
  • Кармакшинский район, центр — село Жосалы (Джусалы);
  • Сырдарьинский район, центр — село Теренозек;
  • Шиелийский район, центр — село Шиели (Чиили);
  • город Кызылорда;
  • город Байконур. 

Площадь

251 971 кв. км.

Областной центр

г. Кызылорда, крупные города – Аральск, Байконур.

Соседние области и страны:

На северо-западе граничит с Шалкарским районом Актюбинской областью, на севере с Иргизским районом Актюбинской областью, на востоке с Отырарским, Сузакским районами Туркестанской области, на западе с Республикой Каракалпакстан Узбекистана, на северо-востоке с Улытауским районом Карагандинской области, на юге с Навоийской области Узбекистана.

Климатические условия

Климат резко континентальный и крайне засушливый с продолжительным жарким и сухим летом и со сравнительно тёплой, короткой и малоснежной зимой. Средняя температура июля на северо-западе 25,9 °C, на юго-востоке 28,2 °C, января соответственно — 9,8 °C и — 3,5 °C. Количество осадков на северо-западе у побережья Аральского моря около 100 мм (наименьшее в Казахстане), на юго-востоке в предгорьях Каратау до 175 мм.

 

Основные социально-экономические показатели

Население
(на 1 сентября 2019 г., тыс. человек)

800,8

Инфляция
(сентябрь 2019 г., к декабрю 2018 г., %)

3,2

Уровень безработицы
(II квартал 2019г., %)

4,8

ВРП
(І полугодие 2019г., млрд. тенге)

833,4

Среднемесячная заработная плата
(II квартал 2019г., тенге)

157928

Источник: stat.gov.kz




Установите приложение:
1) Откройте сайт в Safari
2) Нажмите сохранить
3) Добавить на экран домой

- About the region

About the region

Kyzylorda region is a region within Kazakhstan. It was formed on January 15, 1938. It is located in the southern part of the Republic. 

The region is located East of the Aral sea in the lower reaches of the Syrdarya river, mainly within the Turan lowland (altitude 50-200 m). On the left Bank of the Syr Darya there are vast expanses of bumpy ridge Sands of Kyzylkum, cut by dry beds of Zhanadarya and Kuandarya; on the right Bank there are hills (Egizkara, 288 m), areas of Sands (ariskum, etc.), shallow basins occupied by salt marshes. In the North the massifs of hilly Sands (Malye Barsuki and Aral Karakum). In the extreme South-East, the North-Western spurs of the Karatau ridge (height up to 1419 m) enter the Kyzylorda region.

The North-Eastern half of the Aral sea is part of the Kyzylorda region. The only major river is the Syr Darya, which flows through the Central part of the region from the South-East to the North-West for about 1 thousand km, with a highly winding channel, many channels and arms and a vast swampy Delta. For flood protection along the river built a dam in 1956 on the Syrdarya river built in Kzyl-Orda dam; in 1958 the mainstream Zhanadarya overlooked the river water for irrigation and pasture watering.

There are many salt lakes (Zhaksykylysh, Kamyslybas, Arys, etc.), often drying up by summer; in lakes Kupek and Teresken-therapeutic mud. In the North-East, the lower reaches of the Sarysu river enter the Kyzylorda region.

A significant part of the territory is occupied by Sands, almost devoid of vegetation; on fixed Sands sagebrush-tipchakovaya, Solyanka vegetation, and in the spring and ephemeral on brown and gray sandy loam and brackish soils; in depressions among the Sands grow Astragalus, juzguny, Wheatgrass species. Fixed hilly Sands white saxaul, tamarisk, the teresken, the beds are covered with wormwood. In the Syr Darya floodplain-alluvial meadow, often saline soils, covered with meadow vegetation with rare tugai forests and shrubs (willows, Turanga and Loch), in the Delta and along the banks-extensive reed beds. In the desert there are many predatory (Fox-Korsak, wolf, etc.) and ungulates (saiga) animals, as well as rodents, birds (grouse, etc.), in the Delta of the Syrdarya muskrat is acclimatized.

On the territory of the region there are 7 districts, 1 city of regional subordination Kyzylorda, and 1 city of Republican subordination Baikonur:

  • Aral district, center-the city of Aralsk;
  • Zhalagash district, center-village Zhalagash (Jalagash);
  • Zhanakorgan district, center-village Zhanakorgan (Yanykurgan);
  • Kazalinsky district, center-urban-type settlement Aiteke-Bi (Novokazalinsk);
  • Karmakshi district, center-village Zhosaly (Dzhusaly);
  • Syrdarya district, center-Terenozek village;
  • Shieli district, center-village Shieli (Chiili);
  • the city of Kyzylorda;
  • the city of Baikonur. 

Area

251,971 sq km.

Regional center

Kyzylorda, major cities-Aralsk, Baikonur.

Neighboring regions and countries:

In the North-West it is bordered by Shalkar district of Aktobe region, in the North of Irgiz district, Aktobe region, in the East to Otrar, Suzak districts of Turkestan region, on the West by the Republic of Karakalpakstan, Uzbekistan, the North-East of Ulytau district of Karaganda region, to the South of Navoi region of Uzbekistan.

Climatic conditions

The climate is sharply continental and extremely arid with long hot and dry summers and relatively warm, short and snow-free winters. The average temperature of July in the North-West is 25.9 °C, in the South-East 28.2 °C, in January — 9.8 °C and-3.5 °C. precipitation In the North-West near the Aral sea coast is about 100 mm (the lowest in Kazakhstan), in the South-East in the foothills of Karatau up to 175 mm.

 

Key socio-economic indicators

Population
(as of September 1, 2019, thousand people)

800,8

Inflation
(September 2019, to December 2018,%)

3.2

Unemployment Rate
(the II quarter of 2019., %)

4,8

GRP
(I half of 2019, billion tenge)

833.4

Average Monthly wage
( II quarter 2019, tenge)

157928

Source: stat.gov.kz




Install the application:
1) Open the website in Safari
2) Click save
3) Add to home screen